Sand — сорт конопли Cannabis
Сюда относятся, далее, осет. scenlsoenoe ‘вино’, др.-инд. sana — также в значении ‘опьяняющий напиток’, ср. топонимическое сложение Kivadvouc; В средневековом Крыму, название Алуштинской долины, что-то вроде ‘страна вина’, ‘винная’, толкуемое нами из индоар. (тавр.) *kim-sana — ‘винное’. Аналогию можно наблюдать в частично сатэмизированном др.-инд. sarkara-, безусловная редупликация более простой основы *каг — ‘камень’, пережиточно сохранявшейся в Европе. Последующая лекси-кализация закрепила в индоиранском оба варианта — сатэмный *sana — и кентумный *капа-, хотя архаичная велярность просматривается, причем — в сочетании с архаичной семантикой: др.-инд. капа’зерно, семя, крошка’, которое Майрхофер считает неясным. Женская конопля — семенное растение, откуда название дано по семени в местных индоиранских языках Северного Причерноморья. При этом любопытно, что для обозначения дикой конопли было использовано в сущности доземледельческое название семени. Индоиран. *капа-, возможно, родственно греч. x6vig ‘пыль’, лат. cinis ‘зола’, далее — экспрессивному греч. хбххос; ‘зернышко, семечко плода’. Экспрессивная геминация в последнем, как и в греч. xuwa(3ig, позволяет понять церебральность др.-инд. капа-, sana — тоже как экспрессивную. Несколько труднее обстоит дело с интерпретацией другого компонента исходного сложения *kana-pus-, давшего все прочие европейские названия конопли: может быть, в связи с др.-инд. рйтап ‘мужчина, самец’, т.е. как ‘конопля мужская’? Последующие смешения названий мужской — бессемянной — и женской конопли возможны. Или мужская конопля названа как ‘пыльниковая, опыляющая’ — от и.-е. *pu-s — ‘дуть, веять’? (От этой основы произведена древнеиндийская лексика цветов и цветения: puskaram ‘лотос’, рщрат ‘цветок’, pusyam то же, pusyati ‘цвести, процветать’; в иранском словарном составе эта основа представлена очень слабо).
Responses are currently closed, but you can trackback from your own site.